Powered By Blogger

14.05.2010

Два мира - два детства

Да, именно этот лозунг савейских времен пришел мне в голову, когда на днях имел честь беседовать с милейшей представительницей клиента - российской компании. Ряд ее вопросов и комментариев к нашему развивающемуся сотрудничеству был настолько типичен именно для  российского клиента, что просто диву даешься. Итак, что же всегда отличает клиента из мира российского чистогана от клиента из мира классического, назовем его так, евроамериканского чистогана?
Ну, во-первых (она ж читает умные журналы и интернет-ресурсы) надо же проявить заботу о бюджете компании: "А, может, мы в рассрочку заплатим, типа половину сейчас, а половину после испытательного срока?" Вот только у российских компаний есть такая сакрализация испытательного срока плюс желание растянуть оплату, может, потом и платить не надо будет. Ну, девушка же в умных книжках читала, что рекрутерам платят по частям, только то ли перевод был плохой, то ли что еще, забыли, видимо, написать, что это касается executive search и все разбивки платежей по частям идут еще до выхода кандидата на работу. А уж разница (и порой весьма существенная) между зарплатой на испытательном сроке и после него - это как есть наше, доморощенное. Mademoiselle даже слегка растерялась, улышав мое "нет", но увы, "Моня, ты видишь это большое здание сзади? Это Ситибанк, у меня с ними договор, они не торгуют семечками, я не даю в долг". 
Во-вторых, и это конечно, тоже наше, до слез родное, имена и должности руководителей компании, а тем паче, акционеров, произносятся с едва заметным придыханием и безумным пиететом. "С кандидатами будет встречаться Иван Сергеевич ..." (пауза, чтобы я, видимо, проникся). Так раньше идеологически отмороженные пионэры произносили "Владимир Ильич Ленин". То есть в любой, даже самой захудалой русской компании первое лицо (а иногда даже набор вторых лиц, да не будет воспринято определение "лицо" как грубая лесть) - это все, пипец, небожитель, сидящий одесную Создателя. Вспоминая манеру общения западных СЕО, думаешь: O tempora, o mores!
Ну, и в-третьих, далеко не в последних, конечно, есть еще масса других приколов, о которых как-нибудь потом, это, как говорится, договорная работа. В подавляющем большинстве западных компаний - это общение с одним юристом, оперативное текущее разрешение каких-то мелочей, и, как говорят на моей малой родине, алга! Но в родных, посконно-домотканых - это как правило, две базовые фразы: "У нас очень длительная процедура согласования" - после прохождения такой процедуры договор становится похожим на стенку туалета в популярном туристическом месте, "здесь были" и подписЯми (именно с таким ударением) отметились все, и завхоз Степаныч, и главный бухгалтер Наталья Сергеевна, и юристы-с, и Бог знает кто еще. И вторая фраза: "Наш юридический департамент с Вами свяжется, может быть, потребуются дополнительные документы. Ага, может быть! ЖЭКи нервно курят в углу и хихикают. "А свидетельство о применении УСН? А коды статистики? А пенсионный? А ..." Вот только девичья фамилия бабушки пока не интересует. Что поделаешь, рецидивы проклятого прошлого и желание показать бдительность и рвение. 
И еще одно маленькое наблюдение по поводу логистики персонального общения с нашими "бизнесАми": даже если компания сидит в гламурном бизнес-центре, где улыбающиеся барышни на reception дают тебе шайтан-карточку с волшебным словом Visitor, перед входом в офис сидит дюжий хлопец, который, отложив в сторону сканворды, сопя и потея, вносит все твои паспортные данные в database management tool, в просторечии именуемый "тетрадь общая школьная, объем 96 л.". Бдительность прежде всего!
Засим остаюсь искренне Ваш,
ИП Боровиков А. Г., ИНН 165801898087, ОГРНИП 304504923007651,  ОКПО 01769535554, ОКОГУ...

1 комментарий: