Powered By Blogger

29.05.2010

Про доверие

"Здоровое недоверие - основа успешной совместной работы" - любил говаривать товарищ Сталин. Коба, конечно, был прав, но ... Я помню, еще в разгар тех самых 90-х один мой коллега сказал: "Вот говорят, что в европейских странах бизнес строится на доверии, честные бюргеры-предприниматели верят друг другу на слово, а потом уже формализуют свои отношения. Да черта с два! Единственная страна, где бизнес абсолютно, стопроцентно строится на доверии - это Россия, ведь у нас практически нет никаких правовых гарантий, рамок, и всего прочего. Так что у нас-то как раз все на доверии" И я склонен с этим согласиться, особенно в отношении своего бизнеса. И в самом деле, да, мы уже научились писать длинные договоры с кучей условий, но поскольку речь идет о весьма деликатной сфере межчеловеческих коммуникаций, то все очень зыбко. Единственный, наверное, механизм, который можно четко отследить и который подтверждается фактически - эта система гарантии бесплатной замены кандидатов, тут все прозрачно и понятно: ушел - ушел, вот тебе трудовая книжка, гони замену. Не вопрос, гражданин начальник, сейчас все будет. А вот все остальное ...
Ну вот возьмем пару примеров, скажем, со стороны клиента и с моей стороны. Итак, пример со стороны клиента: я представляю кандидата, клиент говорит, что кандидат неинтересен, тем временем самостоятельно этого кандидата вылавливает через какой нибудь фейсбук, и говорит: брателло, ну его нафиг, обойдемся без посредников, сядем рядком да поговорим ладком. И все у них складывается более чем замечательно, тут вдруг я узнаю о том, что у них "така любовь", начинаю качать права, прекрасно при этом понимая, что что-либо доказывать практически бесполезно, ну что мне, каждый раз заказным ценным письмом резюме посылать с уведомлением? При современном уровне технологий нарисовать подтверждение того, что это резюме было получено за две минуты до того, как его отправил я - два пальца об асфальт. С чем идти в наш самый гуманный-то? Кто-нибудь слышал о судебных процессах "рекрутер  Х против клиента Z"? То-то.
Берем обратную ситуацию. Негласный и носящий категорию абсолюта закон нашего бизнеса гласит: любой сотрудник клиента - табу, пока ты с этим клиентом работаешь. И здесь я также прекрасно могу общаться с человеком, а потом сказать: ребята, да и в мыслях не было, он сам уволился, а через день после увольнения отправил мне резюме, вот, пожалуйста, распечатка с моего почтового сервера. И как доказать обратное?
Тут скептик скажет: о, ребятишки, да у вас полное гуляй-поле, бардак и произвол по полной программе. Ан нет его! А почему? На мой взгляд тому две причины:
Во-первых, и в главных, причиной тому как раз и есть основа всего этого бизнеса - тончайшие нити непредсказуемых человеческих отношений, если ты ее где-то порвал, жди последствий весьма неприятного свойства, и далеко не формально-правового, скорее сугубо делового. И в самом деле, если брать первую ситуацию, и кто из рекрутеров будет с таким клиентом работать, если уже все знают, что он как есть жадина-говядина, соленый огурец и подлый обманщег? Да проще лишить его пары-тройки ключевых фигур, лучшие предложения на рынке всегда найдутся. Ну, и соответственно, во второй ситуации все еще проще, прекращаешь работать с этим рекрутером, и всех делов, более того, подавляющее большинство работодателей уже знают список народных умельцев, которые пытаются одновременно и рыбку съесть, и... К тому же, рано или поздно и та, и другая ситуации все равно станут секретом Полишинеля, люди говорливы-с.
А во-вторых, все таки описываемые мной ситуации возможны только при наличии инфернальной злой воли рекрутера или работодателя, а как говорил Иешуа Га-Ноцри, люди все хорошие, ну в той мере, в какой им в лом измысливать такие вот комбинации.
Так что когда меня новый клиент спрашивает: ну хорошо, а где гарантии, где, так сказать, аннексии и контрибуции в случае чего? У меня на этот счет всегда очень простой ответ: я лично (не фирма с громким именем Морковкин Ханкин, на которую я работаю, а я лично) на рынке 14-й год, и если я еще не пою сиротские песни у вокзала, спасаясь от костлявой руки голода, то это только потому, что обязательства свои я соблюдаю. Но если вы хотите внести в договор сто пиццот процедурных оговорок - что ж, давайте займеся крючкотворством и негоциацией, только может, лучше сразу к делу приступим? Не волнуйтесь вы Бога ради, не буду я ваших уборщиц к конкурентам переманивать, себе дороже.
Ну, за доверие, что ли?

Комментариев нет:

Отправить комментарий